Реабилитация детей с ДЦП – этапы и виды

Абсолютно каждый ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом) нуждается в длительной реабилитации. В течение ряда лет создавались специальные центры, клиники, интернаты и кабинеты реабилитации таких детей, многие из которых патронировались благотворительными организациями и зарубежными инвесторами. Проводилось восстановительное лечение и за рубежом (в Китае, Германии, Греции др. странах).

Об утверждении ведомственной целевой программы "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на — годы

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 сентября 2012 года N 493

Об утверждении ведомственной целевой программы "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012 — 2014 годы

____________________________________________________________________Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Администрации Алтайского края от N 331 (ред. ).____________________________________________________________________

В целях улучшения качества жизни детей с патологией нервной системы (детским церебральным параличом) постановляю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012 — 2014 годы (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края

Когда начинать занятия по реабилитации ребенка с ДЦП?

Чем раньше начат реабилитационный курс лечения, тем более результативным он является. Желательно начать этот курс уже с годовалого возраста малыша. Помимо работы специалистов, требуется активное и постоянное участие родителей. В некоторых реабилитационных центрах созданы условия для длительного совместного пребывания в них родителей и ребенка.

Продолжительность реабилитации зависит от степени тяжести заболевания и индивидуальных возможностей ребенка. Иногда длительность восстановительного курса равна 6 месяцам, а для других детей – это год, полтора или два ежедневных упорных занятий. В некоторых случаях родители проходят курс обучения и занимаются по предложенной программе с ребенком дома.

Опыт работы с детьми с ДЦП свидетельствует о том, что программа строится на поэтапном достижении очередной поставленной цели, пусть даже незначительной.  Это так называемый метод «дробной цели». Для одного ребенка это может быть возможность поменять положение тела, лежа на мате (самостоятельно перевернуться), для другого –  самостоятельно сидеть, для третьего – удерживать ложку или чашку.

Результаты отражаются в специально заведенном календаре, с помощью которого можно отследить время, которое понадобилось для достижения поставленной цели. В итоге каждый день будет новой ступенькой в развитии и задаст мотивацию на дальнейшие занятия, укрепит надежду и веру в их результативность.

Невозможно достичь всего и сразу.  Да и конечный результат реабилитации зависит от степени поражения головного мозга.  В настоящее время считается, что поведенческие нарушения связаны с поражением именно высшей нервной деятельности, а не с мышечно-двигательной функцией, поэтому ребенок не в состоянии скоординировать и выполнить целенаправленное движение.

Реабилитологи занимаются планомерным развитием двигательных возможностей ребенка. Формирование физического тела влияет и создает условие для развития интеллекта, психики.  Поэтому имеет значение ранний возраст детей для начала восстановительных занятий, когда интеллект еще можно развить.

Занятия по индивидуальной программе проводятся несколько раз в день. В среднем продолжительность одного сеанса 1-2 часа. И продолжительность занятия, и количество их подбираются конкретно для данного ребенка.

С годовалого возраста малыша занятия имеют игровую форму. Специальные игры способствуют моторно-сенсорной коррекции и развитию интеллекта: развиваются слух, зрение, чувствительность рук.  Продолжительность занятий в этом возрасте от 10 мин. до часа. С самого начала реабилитация направлена на бытовую и социальную адаптацию ребенка.

Основой методик реабилитации является процесс тренировок, повторение определенных упражнений по формированию нового стереотипа движений, нагрузочная лечебная физкультура. Дополнительно используются мануальная терапия и массаж, лазерная рефлексотерапия, коррекция движений с помощью электростимуляции мышц и центров движения в головном мозге.

Читайте также:  Асептический менингит – небактериальное происхождение

Ряд общих подходов в процессе реабилитации:

  • плавание рекомендуется всем детям: оно хорошо укрепляет мышцы; координация при движении и сохранение равновесия менее важны, поэтому заниматься могут все дети;
  • поэтапность нагрузок: постепенное увеличение времени занятий;
  • улучшение функции взаимодействия между полушариям головного мозга достигается специальными упражнениями: передвижение на четвереньках, занятие на шведской стенке с перехлестом рук, попеременное поднимание разносторонних руки и ноги при ходьбе и др.;
  • тренировка равновесия и координации движений: упражнения на «покачивающейся доске» стоя на двух ногах, затем на одной; медленная ходьба по наклонной доске; попытки поймать мяч; прыжки с использованием скакалки, игра в «классики»; ходьба на руках с удержанием за ноги; рисование руками в воздухе «восьмерок»;
  • ориентация в пространстве улучшается с помощью игры в мячи разного размера, использование тренажера «туннель»;
  • мелкую моторику развивают с помощью игры с мозаикой и паззлами, собирания палочек, игры на музыкальных инструментах.

Развитие речи, обучение и психологическая реабилитация при ДЦП

Правильная система реабилитации ребенка с ДЦП обязательно должна включать занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Эти специалисты помогают вовремя выявить и лечить различные нарушения речи, поведения, психологической адаптации. Такие отклонения есть практически у всех детей с ДЦП.

В первую очередь больным детям следует организовать среду, в которой они не будут чувствовать себя ущемленными по сравнению со здоровыми сверстниками. Важно максимально упростить их передвижение в пространстве, убрать в квартире пороги, ступеньки, расширить дверные проемы, если ребенок передвигается на коляске. К сожалению, на улицах наших городов, в общественных заведениях есть пока мало приспособлений для инвалидов. Потому нередко такие люди становятся еще более ограниченными в своих возможностях.

Психологическая реабилитация детей с ДЦП также включает выработку навыков общения, правильных эмоциональных реакций на те или иные события, умения играть и выполнять задания. Специалисты помогают ребёнку сформировать представление о пространстве и времени, развивают органы чувств, координацию движений, что в свою очередь поможет им обслуживать себя. С первых месяцев следует стимулировать интеллектуальное развитие детей в соответствии с их возрастом.

Дети дошкольного и школьного возраста обязательно должны заниматься с педагогом, который поможет обучить их письму, чтению, счету. Для развития мелкой моторики рук очень полезны уроки рисования и лепки, рукоделие. Программу разрабатывают всегда индивидуально, в зависимости от возможностей конкретного ребенка, его возраста.

Приблизительно у 80% детей с ДЦП наблюдаются нарушения речи. Произносить первые слова они начинают поздно, в два-три года, к пяти годам общаются короткими предложениями и словосочетаниями. Более интенсивно речь развивается в шесть-семь лет. Регулярные занятия с логопедом могут ускорить этот процесс. Важно начать их не позже трёх лет. Вот основные цели, которые ставит перед собой логопед на занятиях с ребенком:

  • улучшить артикуляцию и разборчивость произношения звуков,
  • улучшить тонус мышц связок в голосовом аппарате,
  • научить ребенка управлять собственным голосом и дыханием,
  • синхронизировать речь, правильную артикуляцию звуков и дыхание,
  • откорректировать произношение некоторых звуков и букв.

Занятия с логопедом должны быть включены в другие этапы реабилитации. На речь ребенка влияет много факторов, включая тонус мышц, наличие гиперкинезов, умение владеть собственные конечности. Потому без правильной физической и медицинской реабилитации научить детей с ДЦП правильно говорить невозможно. Логопедические занятия состоят из таких шагов или этапов:

  1. Детей знакомят с реальными предметами, изображениями, учат искать названные вещи на игровом столе либо на картинке.
  2. В форме игры знакомят со свойствами предметов: размерами, цветом, формой.
  3. Расширение характеристик предметов (твердый и мягкий, гладкий и шероховатый, теплый и холодный), просят детей самостоятельно описывать те или иные предметы.
  4. Формирование обобщений, умения группировать предметы за их свойствами.

Занятия с логопедом помогают не только научиться правильного говорить, артикулировать звуки, но и мыслить, положительно влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Диагностика ДЦП

Для прогноза заболевания важен принцип: чем раньше поставлен диагноз, тем эффективнее будет лечение. Поэтому очень важно обследование ребенка еще в родильном доме. Особенно тщательно нужно наблюдать детей из групп риска:

  • недоношенные дети
  • маловесные
  • с врожденными пороками развития (даже незначительными)
  • заразившиеся инфекционным заболеванием от матери во время беременности
  • дети, чье появление на свет сопровождалось применением акушерских щипцов, вакуум-экстрактора и других приспособлений
  • находящиеся по тем или иным причинам на искусственной вентиляции легких
  • дети, получившие низкую оценку по шкале Апгар (от 0 до 5 баллов)
  • дети с тяжелой желтухой новорожденных
Читайте также:  Самые частые патологии плода во время беременности. Обзор синдромов

Врач, обследуя новорожденного, проверяет все рефлексы и тонус мышц. При подозрении на поражение мозга требуются специальные методы:

  • УЗИ головного мозга (имеет диагностическую ценность только в сочетании с жалобами и симптомами у ребенка)
  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – при возникновении судорог
  • КТ и МРТ при необходимости. Этими методами можно обнаружить гидроцефалию, кисты, очаги кровоизлияний или опухоли в головном мозге.

В результате врач может поставить диагноз: энцефалопатия, то есть патология мозга. Именно она является предпосылкой для развития ДЦП. Но, к сожалению, термин энцефалопатия очень часто применяется необоснованно. Нельзя забывать, что у детей первых 6 месяцев жизни возможна повышенная возбудимость, легкий тремор подбородка и ручек, повышенный тонус конечностей.

Течение беременности и родов Состояние новорожденного Первые месяцы жизни Диагностика
ДЦП
  • Осложненная беременность
  • Стремительные или затяжные роды
  • Слабость родовой деятельности
  • Маловесность
  • Недоношенность
  • Необходимость ИВЛ
  • Желтуха новорожденных
  • Низкие баллы по шкале Апгар
  • Часто – повышенная возбудимость или заторможенность.
  • Высокий тонус мышц, длительно существующие «детские» рефлексы.
  • Иногда – гидроцефалия, судороги
Осмотр неврологом. УЗИ, ЭЭГ, КТ, МРТ.
Фенилкетонурия и другие болезни обмена аминокислот  Часто – без особенностей  Часто – без особенностей. Иногда – сходные с ДЦП симптомы  Часто – без особенностей. Иногда – сходные с ДЦП симптомы  Биохимические анализы
Мукополисахаридоз  Часто – без особенностей  Характерные черты:  крупный череп, нависающий лоб, запавшая переносица, большой язык, деформация грудной клетки и позвоночника. Короткие пальцы, большой живот  Сниженный тонус мышц  Специальный анализ мочи и крови на ферменты
Нейрофиброматоз Часто – без особенностей Часто – без особенностей Сниженный тонус мышц. Характерные внешние признаки
Спинальная амиотрофия Верднига-Гоффманна Часто – без особенностей Выраженный гипотонус с характерной расслабленной позой при врожденной форме. Без особенностей – при ранней форме Выраженный гипотонус мышц при врожденной форме. Электромиография
Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) Часто – нарушение функции щитовидной железы  у матери Большая масса тела, отеки голеней, выраженный гипотонус Сонливость, склонность к запорам, вялость Исследование гормонального статуса

продолжение таблицы — ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Двигательные расстройства Интеллект, речь Дополнительные синдромы Возможность приобретения новых навыков
ДЦП
  • При спастических формах: высокий тонус, патологические мышечные рефлексы.
  • При гипотонических формах: снижение и неравномерность мышечного тонуса, насильственные движения
Снижение интеллекта различной степени или норма. Речь часто затруднена или невозможна.
  • Гидроцефалия
  • Микроцефалия
  • Судороги
Во многих случаях навыки формируются, хотя и с большим отставанием.
Фенилкетонурия и другие болезни обмена аминокислот Повышение сухожильных рефлексов. Появление к концу первого года жизни. Заторможенность. Расстройство речи.
  • Появление косоглазия, дрожания глазных яблок
  • Судороги
  • Гидроцефалия
  • Микроцефалия
Нарастание дефицита всех функций, утрата приобретенных навыков
Мукополисахаридоз Гипотонус мышц. Снижение интеллекта различной степени.
  • Поражение сердца, глаз
  • Низкий рост
Резко снижена
Нейрофиброматоз Гипотонус мышц. Замедление психомоторного развития. Интеллект часто не страдает. Опухолевидные образования на коже, в спинном и головном мозге. Пятна цвета кофе с молоком на коже. Сохранена
Спинальная амиотрофия Верднига-Гоффманна
  • При врожденной форме состояние постепенно ухудшается, присоединяется пневмония, смерть наступает от остановки дыхания.
  • При ранней форме после года – гипотонус мышц.
При ранней форме – не страдает или незначительно снижен.  — Чаще всего – ухудшение состояния и потеря навыков вплоть до обездвиженности.
Гипотиреоз (снижение функции щитовидной железы) Гипотонус мышц Без лечения интеллект у детей снижен в разной степени. Характерный вид ребенка:маленький рост,большой живот,тусклые волосы,широкая переносица,узкие глаза,полуоткрытый рот,сухая кожа. Сохраняется при вовремя начатом лечении

Реабилитация детей с ДЦП в реабилитационном центре в г. Москве

Центр реабилитации ДЦП ЦАНДЕРА уже несколько лет занимается проблемами пациентов с детским церебральным параличом.

За это время мы выработали комплексный подход к больным, что позволяет нам достичь самых высоких результатов.

Наши методики включают авторскую программу механотерапии, целенаправленной на физическое восстановление, которое последовательно и постепенно, от курса к курсу, нормализует двигательные навыки.

Читайте также:  Все причины цефалгического синдрома: обзор распространенных форм

Проводим реабилитацию детей с ДЦП механотерапией?

Многие центры реабилитации детей с ДЦП предлагают комплекс процедур: ЛФК, Физиопроцедуры другие методы восстановления. И только наш предлагает эффективные методики:

  • Механотерапия – одно из направлений ЛФК, но здесь индивидуально разработанные упражнения и применяют специальные тренажеры. Наши реабилитологи-тренеры проходят специальное обучение, они имеют высшее профильное образование. В ходе обучения они осваивают, как правильно выполнять упражнения, режимы работы и так далее. Кроме того, они с максимальной отдачей посвящают жизнь людям, которые страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Итак, механотерапия в нашем понимании и исполнении, это не привычный набор упражнений. Это тщательно продуманная тренировочная программа, каждый этап, каждое упражнение и манипуляция, имеет объяснение со стороны биомеханики. Главная задача такой реабилитации заключается в улучшении движений, устранении атрофии мышц и устранение контрактуры. Без операции, медикаментов и боли.
  • Лечебный массаж. Нередко симптоматика ДЦП проявляется уже через неделю после рождения. Но не все родители сразу замечают, потому что младенец первые несколько недель спит практически круглые сутки. Очень как можно быстрее обнаружить проблему, потому что на ранней стадии реабилитация детей с ДЦП не допустит серьезных последствий. Поскольку детям с ДЦП массаж делать противопоказано, специалисты нашего реабилитационного центра используют специальный лечебный. Его главная задача – снизить интенсивность работы мышц сократить синкинезии, стимулировать работу мышц, нормализовать циркуляцию крови, уменьшить трофические расстройства, стабилизировать обменные процессы в организме ребенка и укрепить организм в целом.

Сколько длится реабилитация ДЦП?

Как мы указали уже, чем раньше начнется реабилитационный процесс, тем результативнее они будет. Лечебный массаж можно начинать делать уже через две недели после рождения.

Механотерапия показана с годовалого возраста. Сначала ребенок тренируется индивидуально с инструктором в центре, затем с родителями дома.

Предварительно тренер обучит родителей специально разработанным упражнениям, которые необходимо будет выполнять дома.

Длительность реабилитационного периода зависит от того, насколько тяжелая степень заболевания. Также от индивидуальных возможностей ребенка. Иногда достаточно полугода, некоторым детям требуется длительная реабилитация – год, два, три. После курса в нашем центре тренер-реабилитолог обучит родителей заниматься с ребенком дома.

Дети с ДЦП постоянно проходят курсы реабилитаций, в разных центрах – разные методы. Чем они отличаются друг от друга?

Разбираясь с методиками реабилитаций церебрального паралича, корреспондент Софья Бакалеева собрала столько материала, что он не уместился в одну статью. Поэтому – оговоримся сразу – данный обзор неполный и будет продолжен.

Приведенные здесь методики — лишь инструменты реабилитации и адаптации ребенка с ДЦП. Важно, чтобы они попали в руки грамотного специалиста. В руках профессионального реабилитолога, понимающего свою компетенцию, учитывающего и уважающего интересы своего пациента, все эти методики становятся способом подарить пациенту с ДЦП иногда — независимость, иногда — свободу передвижения, но всегда — уверенность в себе.

Главное: у каждого вмешательства, у каждого нового витка реабилитации должна быть цель. Не далекая и не абстрактная — «быть здоровым» или «быть как все».

Посмотрим на правый столбик и увидим аббревиатуру — SMART («умный»). Концепцию SMART-целей давно используют в бизнесе, в частной жизни для решения конкретных проблем и в том числе в реабилитации. Она доказала свою эффективность.

Общая характеристика состояния

В настоящее время врачи утверждают, что ДЦП возникает сразу после рождения или в период беременности. Причин болезни множество. Но главным образом это повреждение ЦНС и связанные с этим проблемы неврологического характера. При болезни наблюдается самые разнообразные нарушения двигательных функций. Максимально поражаются мышечные структуры, проявляется это в нарушении координации. Двигательная активность нарушается вследствие поражения структур головного мозга. Локализация и объем этих поражений определяют форму, характер и тяжесть мышечных нарушений, которые могут быть единичными или в сочетании. Варианты основных мышечных нарушений:

  • Напряжение мышц.
  • Движения непроизвольного хаотичного характера.
  • Разнообразные нарушения походки.
  • Ограниченная подвижность.
  • Сокращения мышц.

Кроме нарушений двигательной функции, ДЦП может сопровождаться ухудшением слуха и речевой деятельности. Кроме того, очень часто болезнь сопровождается эпилепсией, отклонениями в психологическом и умственном развитии. Дети имеют нарушения в сфере ощущений и восприятия.

Общая характеристика состояния

ДЦП не прогрессирует, так как повреждение головного мозга является точечным, оно не распространяется и не захватывает новые участки.