Причины появления синдрома дефицита внимания и методы лечения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое заболевание, характеризующееся расстройством развития (преимущественно у детей). Заболевание проявляется в трудности концентрации внимания, нарушении поведения и неусидчивости. СДВГ чаще всего наблюдается в школьном и дошкольном возрасте и встречается обычно у мальчиков.

Общее понятие

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей – это клиническое состояние, которое может проявиться как сразу после рождения ребенка, так и позднее, по мере его роста. Синдром дефицита внимания у детей выражается в излишней импульсивности, чрезмерной двигательной активности, отсутствии концентрации внимания. Существует три основных типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В первом случае у детей отсутствует концентрация внимания, во втором – преобладает излишняя активность, а в третьем присутствуют и тот, и другой симптом. Обычно дети с синдромом дефицита внимания и излишней гиперактивностью отличаются рассеянностью, забывчивостью, не могут соблюдать режим дня. Они болтливы и чересчур подвижны. Признаки гиперактивности и дефицит внимания, а также другие симптомы развиваются у ребенка в раннем возрасте. В основном, подвержены синдрому СДВГ мальчики. Недуг присутствует у 30% детей младшего школьного возраста. Лечением синдрома дефицита внимания занимаются лишь в 25% случаев.

Причины

Диагноз СДВГ у ребенка — что это? Понятие уже было раскрыто нами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители? Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

  1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
  2. Наличие хронических болезней у ребенка.
  3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека, в частности, малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
  4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
  5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.

Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз — не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.

Причины

Распространенность

СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

Читайте также:  Какие таблетки пить после инсульта для восстановления памяти

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:

  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.

Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:

  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Полезные игры

Игры на внимательность

“Лови – не лови”. Эта аналог на всеми любимой игры “Съедобное – несъедобное”. То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Полезные игры

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».

Игры для снятия эмоционального напряжения

  • “Прикоснись”. При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • “Торт”. Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.
Читайте также:  Амнестические синдромы: виды, диагностика, методы лечения

Игры, для контроля двигательной активности

Полезные игры
  • “Раз, два, три замри”. Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.
  • Семейная игра “Фруктовый салат”. Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях. Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.
  • “Командир”. Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.
  • “Опиши и нарисуй”. Цель упражнения – сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.

Профилактика

Для профилактики заболевания рекомендуется:

  • при возникновении семейных конфликтов обратиться к психологу;
  • с раннего возраста проводить с ребенком игры на развитие внимания;
  • женщинам соблюдать осторожность во время беременности (предотвращать травмы, заболевания).

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Лучшие врачи по лечению синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) 8.5 27 отзывов Гастроэнтеролог Терапевт Врач первой категории Чернова Анастасия Геннадьевна Стаж 4 года Столичная Медицинская Клиника на Сретенке г. Москва, ул. Сретенка, д. 9 Сретенский бульвар 410 м Сухаревская 500 м Тургеневская 530 м 8 (499) 519-34-80 8.9 4 отзывов Мануальный терапевт Невролог Врач высшей категории Осипов Алексей Викторович Стаж 21 год Медцентр Медквадрат на Каширском ш. г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1 Каширская 2.8 км Каширская 3 км 8 (499) 519-35-25 9.8 161 отзыва Невролог Гадаборшева Тамара Магомедовна Стаж 43 года Медцентр Медквадрат на Каширском ш. г. Москва, Каширское ш., д. 74, стр. 1 Каширская 2.8 км Каширская 3 км 8 (499) 519-35-25 9.2 86 отзывов Невролог Рефлексотерапевт Гирудотерапевт Врач первой категории Басов Павел Игоревич Стаж 14 лет Медицинский центр Евромедпрестиж на Шаболовской г. Москва, ул. Донская, д. 28 Шаболовская 810 м 8 (499) 519-34-16 9 11 отзывов Невролог Рефлексотерапевт Вертебролог Реабилитолог Вегетолог Врач первой категории Кубышта Светлана Михайловна Стаж 17 лет Ист клиник в Беляево г. Москва, Профсоюзная, д. 104 Беляево 110 м Коньково 890 м Калужская 1.8 км 8 (499) 969-29-33 10 181 отзыва Кардиолог Невролог Пульмонолог Ревматолог Рефлексотерапевт Гирудотерапевт Врач высшей категории Сафиуллина Аделия Юрьевна Стаж 31 год Кандидат медицинских наук Клиника Доктор АС на Рубцовской набережной г. Москва, Рубцовская наб., д. 2, корп. 3 Бауманская 1.2 км 8 (499) 519-39-95 9.1 26 отзывов Невролог Рефлексотерапевт Врач высшей категории Павлова Маргарита Александровна Стаж 15 лет Devon Medical and Spa г. Москва, Таежная, д. 1 Медведково 2.8 км 8 (495) 185-01-01 8.6 44 отзывов Мануальный терапевт Невролог Врач первой категории Бабенко Михаил Федорович Стаж 17 лет ABC медицина на 1905 года г. Москва, ул. 1905 года, д. 17 Улица 1905 года 290 м Краснопресненская 1.4 км Клиника ЦК г. Москва, ул. Кадырова, 4 корпус 1 Бунинская аллея 260 м Улица Горчакова 1.3 км 8 (499) 519-36-05 8 (499) 116-80-75 8.9 13 отзывов Невролог Эпилептолог Лемешко Ирина Дмитриевна Стаж 15 лет Кандидат медицинских наук Бест Клиник на Профсоюзной г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д. 34, корп. 2 Профсоюзная 1 км Академическая 1.5 км 8 (499) 519-36-54 8.9 16 отзывов Невролог Эпилептолог Врач функциональной диагностики Врач высшей категории Приходько Василий Васильевич Стаж 14 лет Медицинский центр МедФорд на ул. Авиамоторная г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 4, корп. 3 Авиамоторная 1 км 8 (499) 519-35-18

Читайте также:  Головная боль при простуде: причины и лечение

Особенности обучения

Родителям нужно понимать, что ребёнок с СДВГ в школе — всегда проблемный. Они должны настроиться на постоянные жалобы учителя о том, что он плохо ведёт себя и на уроках, и на переменах, не выполняет элементарных заданий, отвлекает других и т. д. Надо набраться терпения, обязательно заручиться поддержкой школьного психолога и иметь на руках документ с подтверждённым диагнозом.

В некоторых крупных городах имеются специальные школы, где организуется специфическое обучение детей с СДВГ, направленное на сглаживание основных симптомов. При этом используется адаптированная образовательная программа, в которой учтены все потребности таких деток:

  • укороченная продолжительность уроков;
  • частые игровые моменты;
  • применение нейролингвистических упражнений;
  • максимальное развитие когнитивных способностей: памяти, внимания, мышления;
  • двигательная терапия и специальные ЛФК.

Однако это частные, а не государственные школы, и обучение в них стоит немалых денег. Если таких возможностей нет, оптимальный вариант — подыскивать учебные заведения, в которых есть учителя и психологи, имеющие опыт работы с такими детьми. Они смогут учитывать их особые образовательные потребности и обеспечить им индивидуальный подход в процессе обучения.