Дизартрия у детей: как заметить болезнь на начальном этапе

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Симптомы дизартрии

Дизартрия собой представляет не только дефекты в речи — она проявляется и в неречевых нарушениях. В грудничковом периоде присутствуют такие симптомы:

  • ребенку сложно сосать;
  • малыш часто срыгивает;
  • происходит вялое сосание;
  • ребенок поперхивается во время кормления.

У ребенка развивается малопонятная и нечленораздельная речь. Болезнь сопровождается запоздалым развитием: ребенок не говорит, первое слово произносит в два-три года. Дизартрия определяется по одному или ряду симптомов:

  • Сильное напряжение лицевых мышц сменяется чрезмерной расслабленностью. Это называется дистония артикуляционных мышц.
  • Язык малоподвижен, рот полуоткрыт, мышцы лица вялые. Малыш разговаривает «в нос». Это явление называется гипотонией артикуляционных мышц.
  • Мышцы лица (тем более шеи, губ, языка) все время напряжены. Губы сомкнуты. Это состояние называется спазмом артикуляционной мускулатуры.
  • Нарушения дыхания при разговоре. Процесс речи сопровождается прерывистостью, учащением дыхания, укорочением вдохов. Голос у малыша слабый, монотонный и тихий, зачастую звуки проговариваются в нос.
  • Произношение речи стерто. В зависимости от тяжести нарушения нервной системы возможны разные степени дефектов произношения звуков. Так называемая стертая дизартрия проявляется в искажении или нечетком произношении определенных звуков, речь получается смазанной. Пропуск или замена звуков говорят о более тяжелой стадии болезни, при этом речь может быть непонятной, медленной и невыразительной. Твердые звуки становятся мягче, шипящие малыш проговаривает присвистывая, сквозь зубы. Зачастую происходит боковое произношение. В тяжелых ситуациях с наступлением полного паралича может наблюдаться немота.

Отличительной особенностью дизартрии является стойкость дефектов, их довольно тяжело преодолеть. Вторичным симптомом заболевания является нарушение слуховой дифференциации речи. Сложность произношения может приводить к недостаточному общению, что за собой влечет несформированность грамматического построения речи и скудость словарного запаса.

Стёртая дизартрия

Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.

В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах. Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы. У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.

Диагностика

Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.

Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.

Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).

Коррекция

Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Попробуйте самостоятельно провести с ребёнком тестовые задания.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.
Читайте также:  Задачи и упражнения на развитие внимания и усидчивости ребенка

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Виды патологии

Дизартрия бывает нескольких типов:

  1. Бульбарная , при которой отмечается одностороннее или двухстороннее поражение периферических нейронов в шейно-грудном отделе. Мускулатура ротовой полости вялая, частично парализованная, язык дряблый, глоточный рефлекс отсутствует.
  2. Псевдобульбарная , с двухсторонним нарушением работы кортико-бульбарных нейронов и пирамидных в шейном сегменте. Мышцы не атрофированы. Язык отогнут назад, напряжён. Параличи сочетаются со спазмами.

  3. Корковая апраксическая постцентральная и премоторная . Нарушены функции коры левого полушария головного мозга, из-за чего артикуляционный аппарат не работает.
  4. Подкорковая дизартрия, возникающая из-за поражения экстрапирамидных ядер.
  5. Мозжечковая , при которой речевые действия не скоординированы.

В 95% случаев наблюдается псевдобульбарная разновидность.

Причины возникновения

Дизартрия находится в тесной взаимосвязи с состоянием головного мозга и центральной нервной системы.

Риск развития патологии возникает не только у детей разного возраста, но и в период их развития в утробе матери.

Спровоцировать нарушения речевого аппарата могут токсикозы, воздействие вредных факторов, частые стрессовые ситуации во время беременности, а также множество других причин.

Причинами развития патологии могут стать следующие факторы:

  • осложнения после перенесенного менингита;
  • травмы черепа и головного мозга;
  • последствия энцефалита;
  • детский церебральный паралич;
  • последствия родовых травм;
  • асфиксия;
  • гидроцефалия;
  • заболевания матери во время беременности;
  • кислородный дефицит плода;
  • последствия отравлений организма;
  • поражения головного мозга или его отдельных участков.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Читайте также:  39. Показания и противопоказания к узи. Подготовка к исследованию.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Анартрия

  • Отсутствие способности произносить слова, буквы, а иногда даже звуки.
  • Выраженная нечленораздельность речи: слова при этом произносятся с большим трудом, запинанием, словно в нос (гнусаво).

    Больной критически оценивает свой речевой дефект и предпочитает молчать или общаться с помощью жестов и письма.

  • Поперхивание при приеме пищи (не относится к термину “ анартрия” напрямую, но часто встречается при ней).

Причиной развития анартрии может быть любое заболевание или процесс, нарушающие строение или раздражающий задние отделы лобной доли, подкорковые ганглии (находятся в глубине мозга) и мозжечок, ствол головного мозга, а также проводящие пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга.

  • Опухоли головного мозга, в том числе мозжечка.
  • Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Кровоизлияние в головной мозг.
  • Травмы головного мозга.
  • Абсцесс (гнойник) головного мозга или мозжечка.
  • Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз,  рассеянный энцефаломиелит.
  • Отравления: солями тяжелых металлов, промышленными ядами.
  • Ботулизм.
  • Боковой амиотрофический склероз.
  • Сирингобульбия: заболевание, характеризующееся образованием в стволе головного мозга (часть головного мозга, в которой сосредоточены жизненно важные образования) патологических полостей, нарушающих проведение нервных импульсов.
  • Синдром Фацио-Лонде — постепенно прогрессирующее наследственное заболевание, проявляющееся в юношеском возрасте дизартрией (в дальнейшем доходящей до анартрии) и нарушением глотания.

LookMedBook напоминает: что данный материал размещен исключительно в ознакомительных целях и не заменяет консультацию врача!

  1. Врач невролог поможет при лечении заболевания

    Записаться к врачу неврологу

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно появились жалобы на замедление речи, затруднения при произношении слов, истончение мышц языка, полная неспособность произносить слова или буквы;
    • были ли подобные жалобы у кого-то из родственников пациента.

  • Неврологический осмотр — осмотр глотки, проверка глоточного и нижнечелюстного рефлексов: наличие атрофий (истончения) мышц языка, асимметрии лица, слабости мимических мышц. Также необходимо проверить наличие рефлексов рук и ног (для исключения возможной сопутствующей неврологической патологии).
  • Осмотр отоларингологом: осмотр полости носа, глотки, гортани для выявления патологических процессов, способных нарушать произношение слов (опухоли, травмы).
  • Осмотр логопедом: оценка речи, наличия нарушений темпа, тембра речи, затруднений при произношении каких-либо звуков, букв.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга и выявить причину анартрии (очаги нарушения кровообращения, опухоли, гнойники, очаги распада основного белка нервной ткани – миелина). 
  • Лечение основного заболевания, вызывающего анартрию:
    • хирургическое удаление опухоли;
    • удаление кровоизлияния, если оно расположено достаточно поверхностно для хирургического вмешательства;
    • хирургическое удаление гнойника из полости черепа, антибактериальная терапия для скорейшего подавления инфекции;
    • нормализация артериального (кровяного) давления и прием препаратов, улучшающих мозговой кровоток и обмен веществ (ангиопротекторы, ноотропы) при нарушениях мозгового кровообращения.
  • Занятия с логопедом: исправление имеющегося дефекта с помощью специальных упражнений (лечебная физкультура для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции (языка, щек, губ)).
  • Физиотерапия: воздействие токами ультравысокой частоты (УВЧ), магнитотерапия, иглорефлексотерапия.
  • Нарушение социальной и трудовой адаптации из-за речевого дефекта.
  • Профилактическое наблюдение у врача общей практики.
  • Своевременное обращение к врачу при возникновении проблем со здоровьем.
  • Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
  • Ведение здорового образа жизни:
    • регулярные прогулки на свежем воздухе (не менее 2-х часов);
    • занятия физической культурой;
    • соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8 часов).
  • Сбалансированное и рациональное питание (употребление в пищу продуктов с высоким содержанием клетчатки (овощи, фрукты, зелень), отказ от консервированной, жареной, острой, горячей пищи).
  • Контроль артериального (кровяного) давления.

Во многом артикуляция зависит от головного мозга, так как он отвечает за координацию движений языка, щек, глотки. При заболеваниях головного мозга (опухоли, нарушение мозгового кровообращения и другие) артикуляция нарушается, что приводит к развитию анартрии. Дизартрия – это родственное понятие анартрии. При дизартрии степень нарушения артикуляции меньше, она проявляется нечленораздельностью речи, в то время как при анартрии из-за выраженного дефекта речь крайне изменена, а иногда невозможна.

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению. Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное. Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Совет

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Полезно: Краткий обзор лучших увлажнителей воздуха для здоровья детей

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно. Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.

Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми. Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет. Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.

Ещё статьи по этой теме:

  • Болезнь Альцгеймера

  • Эпилепсия

  • Астенический синдром

  • Болезнь Паркинсона

Осложнения

Лечение дизартрии у тех детей, которых слишком поздно привели к врачу, не позволяет добиться максимального эффекта. По этой причине у них возникают осложнения, избавиться от которых невозможно. Среди них:

  1. Проблемы с чтением и письмом, плохая успеваемость в школе. Многие дети не могут справиться даже с элементарными предметами из первого класса. В таких случаях желательно начать подготовку к школе заранее.
  2. Сложности с социальной адаптацией. Невнятная и некрасивая речь становится причиной непринятия человека окружающими.
  3. Психоэмоциональные нарушения. У большинства детей развиваются комплексы, из-за которых появляются проблемы с психическим состоянием.

Описанные осложнения излечиваются, если родители своевременно приведут ребенка к доктору.