Детский невроз: специфика болезни и методы ее лечения

Заболевание психики, спровоцированное травмой психологического характера, называется истерическим неврозом. Истерия или истерический невроз всегда проявляется психическими, неврологическими или соматическими расстройствами, оказывающими мощное негативное воздействие на нервную систему организма человека, особенно маленького ребенка, что в конечном итоге приводит к полной асоциализации больного.

Причины, вызывающие заболевание

Детский невроз – заболевание психического характера, отличающееся ярким проявлением. Болезнь обратима, сохраняет целостность личности, не предполагает изменения восприятия реальности. Факторы, провоцирующие невротические отклонения:

  • чрезмерная перегруженность, физическая усталость, утомляемость;
  • психическая склонность (неуравновешенность, болезненное восприятие собственных неудач, нервозность);
  • переживания, вызванные внешними факторами (семейные, дружеские взаимоотношения, пережитый стресс);
  • неумение переключаться, развлекаться, негативизм.
Причины, вызывающие заболевание

Детский возраст – период становления личности, развития высших психических функций. Заболевания нервной системы нарушают протекающие процессы, формируя комплексы, фобии, тревожность, неуверенность во взрослой жизни. Родительская задача – вовремя заметить симптомы невроза у детей, установить тип заболевания, провести грамотную корректировку или лечение.

Читайте — Как бороться с паническими атаками

Профилактика неврозов у детей

Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.

«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.

В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.

Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.

Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

Наши статьи по теме:

  1. Профилактика гриппа у детей
  2. Заболевания нервной системы и их профилактика
  3. Перкуссия у детей. Виды перкусии. Перкусия легких и сердца
  4. Влияние подвижных игр на характер и поведение детей
  5. Головной мозг и спинной мозг у детей

Симптомы

Внешние проявления заболевания достаточно явно выражены и знакомы многим родителям: малыш становится чрезмерно капризным, постоянно устраивает истерики с падением на пол. Необходимо отличать невроз от особенностей характера и педагогической запущенности ребенка. Достаточно часто причинами подобного поведения у малыша становятся резкие ограничения его действий со стороны родителей – до определенного момента ребенку можно было «все» и вдруг – ограничения, причем непоследовательные. Конечно, малыш не в состоянии понять логики взрослых и его истерики означают протест на запреты.

Внимание! Главное отличие истерического невроза, как заболевания, — малыш не хочет быть таким, его истерики происходят непроизвольно, он сам страдает от них, но ничего не может сделать.

Читайте также:  Артериальное давление при приступе эпилепсии

Если малыш страдает истерическим неврозом, то родители достаточно часто замечают и такие признаки, как:

  • нарушения режима сна (бессонница);
  • частые головные боли и даже приступы учащенного сердцебиения;
  • малыш нередко жалуется на тошноту, боли в животе;
  • у него зачастую отсутствует аппетит.
Симптомы

Кроме того, истерический невроз достаточно хорошо диагностируется «со стороны» — больной ребенок склонен к постоянным истерикам (при любой непонятной или же неприятной ему ситуации падает на пол и бьет ногами) и «пустым» капризам. К сожалению, родители практически всегда объясняют такое поведение своего ребенка неуправляемостью, особенностями характера, агрессивностью и неуживчивостью, но не проявлением заболевания и очень редко обращаются к специалисту. Да и соответствующий диагноз, поставленный врачом при обращении в лечебное учреждение, нередко полностью отрицают.

С прогрессированием патологического процесса у ребенка развиваются различные фобии и депрессивные состояния, в некоторых случаях малыш словно «теряет» собственное «Я», что проявляется в его стремлении уединиться и абстрагироваться от окружающего мира. Кроме того, у ребенка возникает состояние «параллельности», что способствует формированию нескольких мыслей одновременно.

Ребенок часто причисляет себе разные картины чужих нервозных состояний и настойчиво требует более повышенного внимания от всех окружающих его людей. Если же малыш не получает желаемого, его поведение становится более настойчивым, с дополнением новых симптомов и проявлений. Необходимо помнить о том, что все происходящее с ребенком – не сиюминутный каприз или же плод его фантазии, а проявление заболевания, поэтому поведение малыша – абсолютно не преднамеренная ситуация.

Важно! Аналогичные симптомы характерны и для такого заболевания, как шизофрения, поэтому как можно более раннее обращение к специалисту и диагностирование патологии является гарантией полного излечения истерического невроза.

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина

В зависимости от возраста ребенка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Сеансы групповой/индивидуальной психотерапии при участии родителей, направленные на исследование и коррекцию внутрисемейного психологического климата.
  • Игровая терапия, помогающая ребенку выработать правильное отношение к сложным ситуациям, научиться противостоять стрессовым факторам, побеждать негативные эмоции, справляться со страхами.
  • Арт-терапия (рисование, лепка, занятия аппликацией), позволяющая специалистам получить более полное представление о психологическом портрете ребенка и отслеживать динамику заболевания в процессе лечения.
  • Суггестивная психотерапия — внушение ребенку, находящемуся в состоянии бодрствования (реже — гипноза), определенных психологических установок, способствующих его выздоровлению.
  • Аутогенные тренировки, ориентированные на снятие психического напряжения и нейтрализацию симптомов невротического расстройства.
  • Анималотерапия («лечение животными»), способствующая развитию у ребенка навыков взаимодействия с окружающим миром, избавлению от стресса, улучшению работы детской нервной системы и психики в целом.
  • Медикаментозное лечение невроза у детей применяется в исключительных случаях и выступает лишь в качестве дополнения к психотерапии, которая играет приоритетную роль в борьбе с заболеванием.

Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребенка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы. Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания. Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Симптомы заболевания у школьников

Если в дошкольном возрасте малыш не доставлял вам беспокойства, вас удивят истерики и капризы повзрослевшего малыша. В 7 лет невроз обнаруживает себя яркими симптомами. Нельзя заниматься лечением своего чада, следуя советам подруг или бабки-травницы. Необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу.

Главные признаки неврозов у детей школьного возраста:

  • неспособность сосредоточиться на чтении книги или на выполнении бытовой работы;
  • вспыльчивость, чередующаяся с приступами апатии;
  • резко начинающийся и прекращающийся кашель у ребенка: при неврозе дети кашляют, попадая в непривычную или стрессовую для них обстановку;
  • учащенное сердцебиение;
  • сильная усталость при скудном объеме интеллектуальных и физических нагрузок;
  • снижение аппетита.

Из-за неврозоподобного состояния у детей ухудшается успеваемость в школе. Поведение юного пациента становится неуправляемым. Школьник может в истерике упасть на пол, кричать. Физическое наказание или презрительные замечания родителей усугубят ситуацию. Жесткость со стороны родственников и педагогов усиливает боязнь невротиков. Поскольку невроз — продолжение страха, детей необходимо оберегать от потрясений.

Симптомы заболевания у школьников

В подростковом возрасте психика мальчиков и девочек уязвима. Если ребенка обижают в классе, он может стать замкнутым, мнительным. Повышенные умственные нагрузки, грипп, ОРЗ могут вызвать невроз у подростка. Школьники не всегда делятся с родителями своими переживаниями, поэтому маме нелегко понять, что происходит с ее чадом.

Астения проявляет себя сложной симптоматикой у подростков. О неврозе скажут такие симптомы:

  • замкнутость;
  • обидчивость;
  • тревожность, охватывающая школьника перед каждым ответственным событием (экзаменом, поездкой в другой город);
  • частая смена настроения;
  • наличие фобий;
  • склонность преувеличивать свои недомогания — если ваш сын выискивает у себя разные недуги, это может быть симптомом невроза у ребенка. Стратегию лечения патологии подберет специалист.

Существующие стадии

Если невроз длится несколько месяцев, основные симптомы усиливаются. На поздних стадиях заболевания диагностика не занимает много времени (с помощью сбора анамнеза можно поставить точный диагноз).

Симптомы прогрессирующего невроза:

  1. Неврастения.
  2. Повышенная тревога.
  3. Навязчивые состояния.
  4. Депрессия.

Ухудшаются не только симптомы заболевания, но и восприимчивость больного. Он больше не может отличить, какие эмоции являются результатом болезни, а какие — порождением его натуры. Для взрослых постоянное эмоциональное напряжение — это стресс, который не уходит после обычного отдыха. Заболевание развивается, и без лечения симптомы не исчезают.

Тревожное состояние

Определение невроз подразумевает совокупность заболеваний обратимых, спровоцированных нарушениями функциональности ЦНС, но без поражения мозговых клеток. Симптомы часто имеют затяжное течение.

Неврозы — это заболевания принципиально обратимые, функциональные, без органического поражения головного мозга. Но они часто принимают затяжное течение. Это связано не столько с самой психотравмирующей ситуацией, сколько с особенностями характера человека, его отношением к этой ситуации, уровнем адаптационных возможностей организма и системой психологической защиты.

Неврозы делятся на 3 стадии, каждая из которых имеет свои симптомы:

  1. Начальная стадия характеризуется повышенной возбудимостью и раздражительностью;
  2. Промежуточная стадия (гиперстеническая) характеризуется усилением нервной импульсации со стороны периферической нервной системы;
  3. Заключительная стадия (гипостеническая) проявляется снижением настроения, сонливостью, вялость и апатией из-за сильной выраженности процессов торможения в нервной системе.

Более длительное течение невротического расстройства, изменение поведенческих реакций и появление оценки своего заболевания говорят о развитии невротического состояния, т. е. собственно невроза. Не купируемое невротическое состояние в течение 6 мес — 2 лет приводит к формированию невротического развития личности.

Симптомы

Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.

Психические признаки:

  • постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
  • нерешительность;
  • нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
  • раздражительность, капризность;
  • агрессия, конфликтность;
  • плаксивость;
  • зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
  • обидчивость, ранимость.

Помимо этого, можно заметить признаки астении:

  • быстрая утомляемость;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • временное снижение IQ;
  • нетерпеливость, неусидчивость;
  • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.
Читайте также:  Болезнь Паркинсона: симптомы, лечение патологии

Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.

Физические признаки:

  • болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
  • головокружение;
  • проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
  • пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
  • невротический энурез и энкопрез;
  • бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
  • дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.

Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:

  • повышенная потливость;
  • учащённое сердцебиение;
  • скачки давления;
  • диспепсические расстройства;
  • нервный кашель.

У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:

  • онихофагия (грызёт ногти);
  • онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
  • трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
  • ритмичные раскачивания тела.

Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.

Навязчивые страхи у детей встречаются бовольно часто. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и другие. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить, невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.

Основные симптомы

Признаки невроза являются результатом длительного ряда событий, которые происходили в жизни пациента. Эти симптомы и поведение являются проявлениями защиты эго от ранних эмоциональных переживаний. Когда защита эго ослабевает, синдром подавления выходит на поверхность в виде симптомов. Наиболее важным элементом клинической картины является тревога, которая физиологически сопровождается дрожью, потливостью, сухостью во рту.

Психологические признаки

Основные психологические симптомы неврозов:

  1. Зависимость и низкая стрессоустойчивость. Невротики нуждаются в поддержке других, однако в стрессовых ситуациях могут отказываться от помощи вовсе. При этом самая обычная ситуация может казаться ему угрожающими жизни.
  2. Тревога и страх. Невротики из-за низкой стрессоустойчивости испытывают постоянную тревогу, создают различные иррациональные защитные реакции. При разрушении защитного механизма человек начинает бояться болезней, эмоций, поступков.
  3. Напряжение и раздражительность. Из-за постоянного беспокойства невротик находится в напряжении, потому даже небольшие импульсы вызывают у него стресс. Нехватка сил провоцирует раздражительность.
  4. Эгоцентричность и нарушение межличностных отношений. Из-за неуверенности в себе невротик борется за свои желания, мысли, потому думает о себе. На этой почве он не способен построить отношения.
  5. Отсутствие гибкости. Из-за постоянной необходимости строить защиту, невротик теряет возможность мыслить гибко и развиваться.
  6. Неудовлетворенность и несчастье. Невротики недовольны жизнью, ситуациями, поскольку живут в тревоге и страхе.

Основные психологические симптомы невроза:

  • тревога и стресс;
  • опасения и угроза;
  • фобии;
  • навязчивые идеи;
  • компульсии.

Полезная информация

Термин «невроз», как психическое заболевание, является состоянием, в котором эмоциональное расстройство или бессознательный конфликт выражаются через различные физические, физиологические и психические нарушения, а также физические симптомы.

Дополнительные симптомы невроза:

  • эмоциональные проявления: печаль, депрессия, гнев;
  • низкая самооценка;
  • поведенческие симптомы: фобическое избегание, избыточная бдительность, импульсивные и компульсивные действия, летаргия;
  • когнитивные проблемы: неприятные или тревожные мысли, навязчивые идеи и одержимость, привычные фантазии, негативизм и цинизм.

В межличностном плане невроз связан с зависимостью, агрессивностью, перфекционизмом, шизоидной изоляцией, социально-культурным неадекватным поведением.

Невроз – это плохая способность адаптироваться к окружающей среде, неспособность поменять и развить жизненные модели, совершенствовать и развивать собственную личность.

Физические признаки

Физические симптомы, вызванные психическими или эмоциональными факторами, это называется соматизацией. Например, у многих людей случаются головные боли, спровоцированные психическим стрессом. Но, стресс и другие проблемы психического здоровья, способны вызвать многие другие физические симптомы:

  • боль в груди;
  • усталость;
  • головокружение;
  • боль в спине;
  • тошнота.

Физические симптомы уменьшаются, если эмоциональные факторы ослабевают. Тяжелее осознать, когда физический симптом обусловлен психическим фактором. Пациент полагает, что это физическое заболевание, и обращается к врачу.

Потому люди имеют ряд симптомов, напоминающих различные патологии:

  • головная боль;
  • боли в животе;
  • нарушение функции кишечника;
  • сексуальные расстройства.

Основные симптомы могут меняться по интенсивности, при этом не имеют закономерности возникновения. Симптомы неврозов у женщин связаны с нарушением менструального цикла, бесплодием, гормональными сбоями. Сбои в эндокринной системе поддерживают имеющиеся химические колебания, влияют на настроение и усугубляют ситуацию. Примером являются признаки климактерического невроза у женщин после 45 лет.