Аутизм (РАС). Коррекция аутизма методом Томатис

Аутизм относится к нарушениям психического развития, одним из основных симптомов которого является исключение личности из социального взаимодействия.

Коррекция аутизма с использованием метода Томатис

На занятиях с использованием метода Томатис производится активное воздействие на миндалевидное тело, подкорковые и корковые мозговые структуры, участвующие в формировании эмоциональных реакций и социальных взаимодействий. Также производится стимуляция зеркальных зон коры, отвечающих за коммуникативные функции и сопереживание.

Терапия направлена на две цели:

  1. Постепенное развитие нейронных связей мозговых структур до необходимого уровня.
  2. Включение их в активную работу.

В итоге после стимулирования ядер миндалевидного тела улучшается восприятие образов всех модальностей (зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных). Созревают связи между лимбической системой, лобной корой и сенсорными зонами коры. «Включаются» в работу зеркальные зоны коры. Это способствует тому, что улучшается речь и ориентация в пространстве, эмоциональные реакции становятся более соотносимыми с происходящим.

Метод Томатис не корректирует поведение напрямую, но он оказывает опосредованное воздействие (с помощью стимуляции среднего и внутреннего уха звуком) на мозговые структуры, отвечающие за общение, речь, эмоциональные реакции, мотивацию и вегетативные проявления. Вследствие этого человек с аутизмом:

  • перестает оценивать любые изменения окружающей действительности как враждебные и вызывающие панику;
  • способен контролировать свое поведение в контексте ближайшего будущего и общей жизненной направленности, а не только текущего момента;
  • начинает лучше ориентироваться в пространстве, воспринимать чужую и строить собственную речь.

С социальной точки зрения, после терапии с использованием метода Томатис можно заметить большую вовлеченность в общение, а также установление более глубоких и ценных отношений.

Часто после курсов Томатис запускается речь, появляется зрительный контакт, снижаются проявления истерик, уходит агрессия и аутоагрессия, улучшается пищевое поведение, снижается проявление стереотипных действий. Компания Tomatis Development S.A. на своем официальном сайте публикует международные исследования, которые доказывают эффективность метода Томатис при нарушениях аутистического спектра.

Читайте также:  Восемь ранних признаков эмоционального интеллекта у ребенка

Пройдите курс Томатис в нашем центре и убедитесь в его результативности сами.

Коррекционно-педагогическая методика

Коррекционно-педагогическая терапия является комплексной и проводится группой различного рода специалистов: педагогами, психологами, невропатологами, психиатрами и дефектологами. Благодаря коррекционно-педагогической терапии ребенок, страдающий аутизмом, вполне способен освоить различные коммуникативные навыки, повысить адаптацию в бытовых условиях, а также овладеть некоторыми учебными методами.

Наиболее распространенными и популярными практиками в такой методике являются оперантное обучение и программа ТЕАССH.

Оперантное обучение представляет собой создание для страдающего аутизмом ребенка таких условий, которые помогут ему приобрести нужное поведение в различных отношениях:

  • овладении учебными навыками;
  • развитии речевой функции;
  • социально-бытовой сфере;
  • получении профессиональных знаний и умений.
Коррекционно-педагогическая методика

Программа TEACCH основана на обучении детей с аутизмом методами невербальных коммуникаций, делая упор на визуализацию с использованием различных наглядных пособий. Сторонники этой программы считают, что направлять усилия при данном заболевании следует на создание для ребенка таких условий существования, которые будут полностью соответствовать его специфическим особенностям.

При этом, обучение таких детей речи не является обязательным, ровно, как и приобретение профессиональных и учебных навыков. Целесообразным это считается при обучении детей с коэффициентом IQ, превышающим пятьдесят процентов. Целью данной терапии является выработка у пациентов интуитивных и простых бытовых умений, зачастую формирующихся за счет четкого расписания и визуальных инструкций.

Эта программа не обеспечивает достаточного уровня адаптации ребенка в реальном мире, но при этом помогает добиться значительных успехов и устойчивых изменений в поведении даже при тяжелых стадиях аутизма.

Медикаментозная терапия

Некоторые больные с тяжелой формой аутизма получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Применяемые антипсихолитики обладают рядом побочных действий, которые ухудшают общее состояние больного.

Читайте также:  ДЦП у грудничков – как распознать ранние проявления

На Западе в лечении аутистов применяются различные психостимуляторы, но в России они запрещены, так как отнесены к группе наркотических препаратов. В лечении применяется общеукрепляющая терапия (витамины и микроэлементы), улучшение микрофлоры кишечника с помощью различных биопрепаратов.

Гомеопатическое лечение аутизма может быть назначено только в комплексе с другими методами. Врач – гомеопат должен внимательно изучить все проблемы аутиста, оценить поведение и индивидуальные особенности. После назначения препаратов должен проводится мониторинг состояния больного.

Коррекция заболевания

Лечить аутизм у детей – значит искать индивидуальный подход к каждому пациенту в зависимости от того, в каком возрасте были обнаружены симптомы, в степени их выраженности. Коррекция ярко выраженного заболевания требует интенсивной помощи в освоении речи, самообслуживания, социальной адаптации. Самым эффективным методом терапии считается психотерапия, направленная на коррекцию поведения и трудотерапия.

Чтобы облегчить коммуникацию, можно использовать для общения карточки с картинками, средства печати, язык жестов. Очень важно для поддержания душевного спокойствия и ощущения безопасности придерживаться установленного распорядка дня.

Часто у людей отсутствует фермент, отвечающий за расщепление глютена и казеина. Это приводит к нарушению работы ЖКТ, коликам, нарушению сна, истерикам. Поэтому назначается безглютеновая и безказеиновая диета.

В отдельных случаях требуется медикаментозное лечение, снижающее гиперактивность и раздражительность. На данный момент болезнь считается неизлечимой. Хотя порой случается, что интенсивная коррекция аутизма у малышей позволяет достичь ремиссии и диагноз бывает снят.

Профилактика аутизма

В тех случаях аутизма, где причиной является генетическая мутация, профилактики не существует. Но есть закономерность – у большинства детей с аутизмом в семье есть родственники с психическими нарушениями, алкоголизмом, параноидальным психозом. Поэтому таким семьям стоит с большим вниманием отнестись к психическому здоровью своего ребенка.

Читайте также:  Вирусный энцефалит: причины инфекционного воспаления головного мозга

Ребенку с аутизмом требуется повышенное внимание, это важно учитывать тем родителям, которые видят склонность своего ребенка к заболеванию аутического спектра или наблюдают у него явные признаки.

Существует несколько вариантов профилактики аутизма:

  • первичная (ранняя) – совокупность действий, направленных на предупреждение первичных симптомов аутизма. Эту профилактику проводят в условиях амбулаторного лечения в психиатрических клиниках. На этой стадии профилактики точно устанавливается диагноз, проводится наблюдение за ребенком, исследуется его взаимодействие с окружающими и семьей, его интеллектуальные способности;
  • поведенческая терапия – на этом этапе проводится совершенствование социального взаимодействия, развитие речи и купирование приступов агрессии;
  • метод физического воздействия – делится на терапию принудительного удержания, поддерживающего общения и метод аудитивного интеграционного тренинга;
  • педагогические программы – самая популярная из них построена на принципе сочетания интеллектуального развития и физических упражнений;
  • медикаментозная терапия – этот метод профилактики применим только в качестве вспомогательного элемента лечения.

АВА-терапия

АВА-терапия – это методика, относящаяся к одному из видов поведенческой терапии. Основной целью ее является формирование необходимого социального набора знаний и умений ребенка, страдающего аутизмом посредством научных принципов поведения. Большую роль в АВА-терапии играет поощрение и система мотивации пациентов. Таким образом, награждая ребенка за правильное поведение, можно заставить его действовать также и в дальнейшем. АВА по праву считается одним из наиболее эффективных поведенческих методов коррекции аутистических расстройств, показывающий хорошие результаты при лечении аутизма и у детей, и у взрослых.

С помощью такой методики можно обучить пациента практически всему: речевым навыкам, социальному взаимодействию, школьным предметам, бытовым умениям, профессиональной деятельности и даже катанию на велосипеде.

Зацикленность, вокализация и повторяющиеся действия значительно снижаются после проведения такой терапии.