Апраксия: что это, формы, причины, симптомы и лечение

Диагностируемая у детей глаукома является тяжелой патологией глазного органа, объединяющая широкую группу заболеваний с идентичной клинической симптоматикой. В период новорожденности распознается врожденная глаукома у детей, после достижения трехлетнего возраста диагностируют юношеский вид. После перенесенных общих болезней существует опасность возникновения вторичной глаукомы.

Медицинские показания

Детская атрофия зрительного нерва может появляться после многих заболеваний. В зависимости от состояния зрения и зрительного нерва патологию делят на 2 стадии: полная и частичная атрофия. Во втором случае проявляются следующие симптомы:

  • нарушение цветоощущения;
  • сужение поля зрения;
  • нечеткое зрение.

Эти симптомы не поддаются корректировке с помощью очков или линз. При частичной атрофии другие признаки не проявляются. Частичная атрофия зрительного нерва у детей может быть вызвана рядом причин:

  • патология сетчатки, заболевание воспалительного характера;
  • врожденная атрофия зрительного нерва;
  • сильная черепно-мозговая травма;
  • патологии ЦНС и сердечно-сосудистой системы;
  • сильные интоксикации.

Выделяют следующие виды болезни (в зависимости от причины возникновения):

  • врожденная атрофия — ребенок уже рождается с болезнью, или она появляется через некоторое время после рождения;
  • приобретенная атрофия — возникает после перенесенных заболеваний во взрослом возрасте.

Если у ребенка наблюдается врожденная форма заболевания, симптомы проявляются сразу после рождения или через несколько дней. Это может привести к полной слепоте с самого детства.

Ребенка необходимо показать офтальмологу, который проведет ряд обследований:

  • измерение давления внутри глаза;
  • обследование дна глазного яблока;
  • измерение остроты зрения.

Если обнаружена атрофия, необходимо узнать этиологию и степень заболевания у ребенка.

Виды моторной апраксии

При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно. Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.). Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.

Идеаторная и идеомоторная апраксия

Эксперты часто разделяют две формы: идеаторную и идеомоторную апраксию. Однако, эта классификация противоречива.

Идеаторная и идеомоторная апраксия

В идеаторной апраксии нарушается идея движения: те, кто пострадал, не могут спланировать логическую последовательность отдельных движений для совершения какого-либо действия. Например, во время завтрака рулет сначала намазывается джемом, а затем нарезается ломтиками. Или бутылка открывается и сразу же снова закрывается, до того, как из нее нальется жидкость в стакан.

Гораздо более распространенной является идеомоторная апраксия. Хотя пострадавшие могут правильно представить последовательность движений, они не могут их выполнить. Возможные последствия сложны: например, некоторые из пострадавших могут совершать целенаправленное движение, только если они поддельные (например, открывают бутылку и наливают в стакан).

Идеаторная и идеомоторная апраксия

В других случаях эта имитация целенаправленного движения невозможна. В субформации буккофациальной апраксии мимические мышцы лица подвержены дисфункции. Пациенты не могут выполнять лицевые движения, такие как мазки из носа или ресницы языка, при словесной подсказке или подражании. Но спонтанные такие движения, обычно, возможны.

Основные симптомы глаукомы у детей

Фиксировать глаукому можно по наглядно выраженным признакам, по специфическому поведению. Выделяют основные определяющие симптомы глаукомы у детей:

  • Явно увеличенное глазное яблоко. У малышей склера и роговица достаточно эластичны, соответственно повышенное внутриглазное давление легко расширяет глазное яблоко, истончает оболочку глаза. Такие изменения присущи глаукоме, которая развилась до двухлетнего возраста.
  • Искажения роговицы. Когда растяжение роговицы прогрессирует, в ее оболочке получается разрыв, что влечет отек.
  • Светобоязнь – спутник помутнения, увеличения роговицы.
  • Углубление диска нерва. Указанное отклонение у детей поддается исправлению.

На начальных этапах заболевание проходит бессимптомно, поэтому посещение врача офтальмолога с самого начала жизни обязательно. Развитие болезни сопровождается беспокойным поведением грудничка, он плохо спит, капризничает. Детки постарше могут пожаловаться на боли в глазах.

Как обнаружить первичные симптомы заболевания

Родителей должно насторожить беспричинное выделение слез у ребенка, ему некомфортно смотреть на свет. Данное обстоятельство может свидетельствовать о развитии первичной глаукомы. Ребенок постарше легче переносит данное заболевание, но оно может повлечь появление близорукости или дальнозоркости. Когда болезнь касается одного глаза – косоглазия.

Основные симптомы глаукомы у детей

Когда есть подозрения на глаукому, необходимо в кратчайшие сроки прибегнуть к госпитализации, чтобы сделать детальную диагностику. Вовремя выявленные признаки глаукомы у детей увеличивают эффективность лечения, дают возможность сохранить зрительную функцию глаза.

Читайте также:  Абсансная форма эпилепсии у детей и взрослых

В распоряжении врачей клиники ЗІР 100% высокотехнологические методы, позволяющие точно определять наличие заболевания. Некоторые процедуры выполняются под наркозом. Они позволяют:

  • оценить состояние сетчатки, а также зрительного нерва;
  • определить внутреннее давление, количество вырабатываемой жидкости в глазу, скорость ее выхода;
  • измерить длину глаза (увеличенную под действием давления).

Использование лазерного сканирования дна глаза дает возможность определить состояние нервных волокон даже на молекулярном уровне. Они поражаются первыми, что позволяет выявить глаукому в ее зарождении.

Виды апраксий

Обычно различают ограниченную апраксию и двустороннюю. Для первой присущи нарушения движений, появляющиеся лишь на половине туловища либо лица, для второй – двустороннее повреждение лобного сегмента либо диффузная двухстороння патология коры головного мозга.

Кроме того разновидность патологии обусловлена местом локализации очагов патологии в мозговых структурах.

Выделяют следующие виды апраксий: регуляторную, моторную, динамическую, кортикальную, билатеральную апраксию.

Кортикальная апраксия зарождается при повреждении коры превалирующего полушария мозга. Вследствие этого наблюдается преобразование моторной зоны коры на поврежденном сегменте.

Моторная апраксия выражается невозможностью воспроизведения операций по подражанию и спонтанных двигательных актов. Чаще рассматриваемая разновидность недуга бывает ограниченной. Она подразделяется в свой черед на идеокинетическую и мелокинетическую. При первой – больной выполнять осознанно элементарные действия не способен, но случайно совершить их он может. Простые двигательные операции не по заданию пациент правильно воспроизводит, но обычно путает действия (дотрагивается до глаз, вместо рта).

Мелокинетическая моторная апраксия обнаруживается в нарушении структуры манипуляции, составляющей определенное движение и замене ее операциями по типу раздвигания пальцев взамен сжатия в кулак пальцев.

Регуляторная апраксия проявляется расстройством сложных, последовательных двигательных операций, нарушением регуляции действий и подчинения манипуляций заданной программе, сложносоставными системными персеверациями. Данная разновидность отклонения характеризуется не доведением до завершения двигательной операции, нарушением целеполагания, расстройством контроля и программирования. Возникает она по причине поражения префронтального сегмента коры мозга.

Динамическая апраксия обнаруживается в невозможности совершения серии последовательных манипуляций, являющихся основой разнообразных двигательных операций, двигательными персеверациями. Это состояние определяется расстройством автоматизации двигательных актов, а также патологической инертностью. Для него характерны отклонения в навыках, используемых для трансформации действий в сложные. Чаще отмечается при поражениях премоторного сегмента коры и вторичной моторной зоны (дополнительная моторная кора).

Билатеральная апраксия являет собой двустороннюю патологию. Зарождается при расположении очагов патологии в нижнем теменном сегменте главенствующего полушария мозга. Данная разновидность опасна возникновением расстройства взаимодействия двух мозговых полушарий.

При повреждении лобного сегмента может возникать оральная апраксия, выражающаяся отклонениями в сложных движениях, производимых языком и губами. Другими словами, пациент по инструкции осуществить действия с участием мускулатуры речевого аппарата не способен (например, произвести определенные звуки или облизать губы).

Читайте также:  Восстановление после операции на головном мозге

Пространственная апраксия возникает при повреждении теменных зон и затылочных сегментов коры. При совершении сложносоставных двигательных операций проявляется расстройством пространственных соотношений.

Как распознать диспраксию – внимание на симптомы

Мы уже указали, в общем виде, что может случиться с ребенком, который имеет диспраксию. Сейчас следует оговорится, что каждая возрастная группа имеет свои симптомы.

Мы можем отличить симптомы диспраксии в зависимости от возраста:

Раннее детство: в течение этого периода, который длится от рождения ребенка до первого года жизни, диспраксия может проявляться такими симптомами, как:

  • изменения сна;
  • трудности с сосанием и кормлением;
  • проблемы с направлением взгляда и движением глаз;
  • трудности с захватом объектов;
  • изменения в поведении – раздражительность и безутешный плач.

Также возникают задержки в фазе движений, например, ребенок не может сидеть или ползать, слабый интерес к играм, отсутствие словесных сигналов или выразительность жестов.

Дошкольный период: у ребенка дошкольного возраста (от 1 года до 4-5 лет) диспраксия проявляется такими симптомами, как:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • сниженная концентрация внимания;
  • нарушения сна (в частности, трудности с засыпанием);
  • неспособность принимать пищу самостоятельно и трудности с поддержанием равновесия.

Кроме того, возникают проблемы с социализацией, трудности в артикуляции слов, скудный словарный запас (ребенок знает меньше 50 слов), низкая координация движений (ребенок не умеет пользоваться ножницами, потому что он не может координировать свои движения, не может рисовать, координировать жесты в ритме музыки).

Школа: у детей школьного возраста (от 6 лет) диспраксия проявляется:

  • трудностями в изучении математики;
  • дисграфией;
  • общие трудности обучения;
  • чрезмерное замедление выполнения задач, например, копирование с доски или письмо под диктовку.

Диагностика диспраксии

Методы диагностики диспраксии до сих пор остаются предметом дискуссий и часто результаты диагностики являются неопределенными и не окончательными, так как это нарушение часто скрывается или маскируется другими формами поведения.

Процесс диагностики включает первоначальный сбор точной истории болезни ребенка, которая включает в себя историю семьи, историю беременности, когда произошли родов, как проявляется расстройство (например, проблемы с приемом пищи, поведением, сном и т.д…) и когда. Затем переходят к выполнению некоторых целевых тестов.

Например, просят ребенка:

  • Раздеться или одеться, чтобы увидеть, имеет ли он трудности с одеванием одежды в правильном порядке.
  • Поиграть с головоломкой или игрой, в которой предусматривается соединение деталей по пазам, чтобы понять, имеются ли трудности в пространственной ориентации.
  • Ходить в различных стилях, например, на цыпочках, на пятках, прыжки через препятствия, для диагностики двигательной диспраксии.
  • Выполнять движения в быстрой последовательности, например, быстро дотронуться до носа.

Вы также можете воспользоваться консультацией врачей-экспертов (офтальмолог, логопед и т.д.), для диагностики конкретных форм диспраксии (офтальмологической и вербальной).

Патогенез

Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий. Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий.

Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения. Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов.

Лечение Глаукомы у детей:

Консервативные методы лечения при многих формах глаукомы у детей недостаточно эффективны. Часто комбинируют пероральный прием медикаментов и внутривенное ведение ацетазоламида, а также пилокарпин и бетаксалол. Дозы могут быть разными, они зависят от возраста ребенка и его веса.

Читайте также:  Массаж при межреберной невралгии показание и техника выполнения

Лечение глаукомы у детей при помощи хирургического вмешательство распространенов большинстве стран мира. Операция под названием гониотомия эффективна тогда, когда роговица ребенка прозрачна. Обзор усложняется при разрывах роговицы, тогда нужно прибегнуть к трабекулотомии.

Детей маленького возраста исследуют под наркозом. Не рекомендуется применять интубацию, суксаметониум и кетамин, которые могут повысить ВГД. А снижают давление внутри глаза Галотан и подобные средства. Внутриглазное давление нужно мерить сразу после ввода средства для наркоза. Меряют горизонтальный и вертикальный диаметр роговицы от лимба до лимба.

Также роговицу исследуют на наличие разрывов десцеметовой мембраны и для оценки ее общей прозрачности. Исследуют диск зрительного нерва, размеры глазкого яблока методом УЗИ, рефракцию. Иттрий-алюминиевая-гранатовая лазерная гониотомия может, предположительно, привести к более длительной компенсации внутриглазного давления по сравнению с хирургической гониотомией. Но другие исследователи ставят это под сомнение.

Трабекулотомия применяется для терапии первичной врожденной глаукомы в случаях, когда нет хорошего обзора угла передней камеры глаза. Эффективны также такие методы лечения как трабекулэктомия, эндолазер, циклокриотерапия, имплантация дренажа. Для последнего метода применяют трубчатые дренажи – только в тем случаях, когда предыдущая операция не дала результатов.

Симптомы апраксии

Симптомы апраксии зависят в первую очередь от вида апраксии и степени ее тяжести.

Общим для всех типов апраксий является только то, что у пациента наблюдается расстройство движений на фоне полного сохранения необходимого объема сенсомоторных функций.

Справочно. Для пациентов с апраксией не характерно наличие парезов, нарушений чувствительности, параличей, нарушений мышечного тонуса, повреждений связочного аппарата, суставных контрактур. То есть, конечности пациента с апраксией полностью «пригодны» к выполнению необходимого объема движений.

Подробнее симптомы некоторых видов апраксий выглядят следующим образом.

Кинетическая апраксия Липмана

Справочно. Кинетические (идеомоторные) апраксии Липмана чаще всего развиваются на фоне прогрессирующей болезни Альцгеймера (на фоне дегенеративного поражения вторичных чувствительных и соматотопических анализаторов коры).

Если поражается кора доминантного полушария (левое полушарие для правшей и правое для левшей) наблюдается двусторонняя апраксия.

Основными симптомами апраксии Липмана являются:

Симптомы апраксии
  • «застревания» пациента на определенном этапе двигательного акта,
  • отсутствие плавности перехода между движениями,
  • четкое разграничение движений,
  • нарушение координации движений и мелкой моторики.

У пациентов нарушается способность поддерживать необходимую позу, нарушается письмо, способность удерживать предметы, застегивать и расстегивать пуговицы, шить.

Также пациент теряет способность понимать символические движения (подмигивания, воздушный поцелуй).

Пациенты с кинетической апраксией не способны продемонстрировать действие с предметом, не взяв его в руки (символически показать, как нужно есть суп, пить из чашки).

При этом пациент сохраняет способность распланировать действие, но совершить его он не может. В некоторых случаях, при выраженной концентрации внимания и постоянном зрительном контроле выполняемого действия пациент может осуществить задуманное движение.

Пространственная апраксия

Справочно. Пространственные типы апраксий сопровождаются нарушением ориентации в пространстве и направлении (право-лево, верх-низ).

Такие пациенты не в состоянии самостоятельно одеться, собрать какой-либо предмет, состоящий из нескольких частей. Также у лиц с пространственной апраксией нарушается способность писать буквы и числа.

Советы логопеда

Занятия со специалистом приносят лишь небольшие улучшения в процессе говорения, социальной адаптации ребенка. Основная нагрузка лежит на родителях. Занимаясь дома, следуя советам логопедов, вы достигнете максимального эффекта при лечении диспраксии.

На что нужно обратить особое внимание:

Советы логопеда
  • Играйте, а не занимайтесь Для дошкольника важно понимать, что еще ребенок. Игра – ведущий вид его деятельности. Обучайте, тренируйте, корректируйте нарушения в процессе игры. Пусть вам и малышу будет весело и интересно.
  • Развивайте не только правильное говорение, но и другие способности ребенка Например, координация движения хорошо развивается во время ощупывания предметов, рисования, догонялок.
  • Развиваете мелкую моторику
  • Рисуйте, лепите, собирайте мозаику
  • Не забывайте об артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастиках Для занятий можно использовать методы Стрельниковой, Бутейко, Толкачевой